Споры по необоснованной налоговой выгоде возникают по итогам выездных или камеральных налоговых проверок бизнеса, которые проходят по правилам, закрепленным в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Проверяющие ориентируются на ст. 54.1. НК РФ, которой установлены пределы осуществления прав налогоплательщиков.
Другими словами, в названой статье законодатель установил «правила игры», добавив правовой определённости при проведении налоговыми органами проверок и рассмотрении судами споров по необоснованной налоговой выгоде.
В свою очередь при несогласии бизнеса с доначислениями налогов по итогам проверки, ориентируясь на нормы ст. 54.1. НК РФ предприниматель может оценить свои шансы на отмену решения налоговой в досудебном или судебном порядке.
Так, положениями статьи установлено, что уменьшение налогового бремени возможно лишь в случаях достоверности налоговой и бухгалтерской отёчности, когда нет искажения фактов хозяйственной жизни предпринимательского субъекта.
Кроме этого, законом установлена обязанность соблюдения деловой цели при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов, желающих получить вычет, применить льготу или иным образом уменьшить налоговую базу. Так, если проверяющие придут к выводу, что целью бизнеса была налоговая выгода или преимущественно действия, были направлены на уменьшение налогового бремени, то претензий не избежать.
Интересным правилом является необходимость проверки реальности контрагента по договору. Если ФНС придет к выводу, что сделку исполнил контрагент, который не являться стороной по договору, а иное лицо, которому такие права не переданы по договору, или по закону, то отказать могут и вычетах по НДС и в расходах по прибыли, если дело касается субъектов, применяющий ОСНО.
На практике случается, что поставщики товаров, работ или услуг в действительности выполняют обязательства по договору, но в силу объективных причин к моменту проведения контрольных мероприятий со стороны налоговых органов (три-четыре года) перестают вести деятельность, ликвидируются.
При таких обстоятельствах правило реальности контрагента работает против бизнеса.